Пищевые предприятия обяжут указывать сведения о наличии в продуктах генетически модифицированных источников (ГМИ). О такой позиции Госкомитета по стандартизации Беларуси заявил сегодня в Витебске первый заместитель председателя этого ведомства Виктор Назаренко. Об этом сообщает БЕЛТА. В Витебске, напомним, проходит семинар, посвященный Дню стандартизации. По словам Виктора Назаренко, производители в обязательном порядке должны указывать на упаковке сведения об отсутствии или о количестве содержания в продуктах генетически модифицированных источников. Это правило действует в большинстве европейских стран. Напомним, что в Беларуси действует постановление об обязательной маркировке ГМ-продуктов N 434, принятое еще в 2005 году. В нашей стране, согласно законодательству, запрещены, например, производство и продажа продуктов детского питания с содержанием ГМО. Тем не менее, если обратиться к мнению ученых, очевидно, что «в товарищах согласья нет». Виктор Назаренко на этот счет заметил, что «медицина еще не пришла к единому мнению, насколько вредно употребление в пищу продуктов с генетически модифицированными источниками. Поэтому потребитель должен сам решать, приобретать такие изделия или нет». В правоте мнения заместителя председателя Госкомитета по стандартизации можно было убедиться во время дебатов, прошедших в ходе международного круглого стола по вопросам биобезопасности в Беларуси, который состоялся в Минске 28 сентября. МНЕНИЯ «ПРОТИВ» Как полагает представитель России, доктор биологических наук Ирина Ермакова, проведенные опыты с использованием трансгенной сои для скармливания самкам животных до начала процесса зачатия показали, что продукты с ГМО могут вызывать ряд тяжелых последствий. В том числе ожирение, онкологические заболевания, бесплодие, генетические уродства, а также изменения в поведения животных, в том числе повышенную тревожность и агрессивность. Кстати, на днях Российские общественные организации обратились премьер-министру России Виктору Зубкову с просьбой приостановить использование в России генетически модифицированных организмов до получения результатов исследований, которые подтвердили бы безопасность трансгенов, в которой они как раз сомневаются. В 1999 году семь стран Евросоюза наложили запрет на использование и продажу трансгенной продукции. Тогда США, основной поставщик ГМ-технологий, пригрозили Европе торговыми санкциями, и в 2003 году Европарламент отменил запрет, однако обязал маркировать товары, в составе которых есть хотя бы 0,9% ГМИ. При этом у каждой страны ЕС есть право вводить запрет на тот или иной вид трансгена. Одним из аргументов опасности является то, что живущая в кишечнике человека кишечная палочка способна «перехватывать» гены из этой самой генетически модифицированной пищи и встраивать их в себя. Это может повлечь за собой необратимые генетические изменения организма человека. Противники ГМП называют их «пищей зомби» и «пищевыми мутантами». МНЕНИЯ «ЗА» По мнению же старшего научного сотрудника Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси, кандидата биологических наук Бориса Аношенкова, 10-летняя практика применения трансгенной сои для скармливания скоту опровергает выводы доктора Ермаковой. «Нет ни одного случая, когда перестали нестись куры, свиньи давать приплод, а агрессивная корова покусала фермера. Если бы кто-либо смог доказать, что ожирение вызвано использованием ГМ-продуктов, то по всему миру прокатилось бы несчетное число судебных процессов. Кроме того, завершились полным фиаско заявления многих ученых о том, что использование трансгенных продуктов приведет к вымиранию человечества. Стремительный рост численности населения Земли и средней продолжительности жизни полностью опровергают такие безосновательные прогнозы», — сказал ученый. Кстати, именно растущей численностью населения, а точнее, голодающего населения в мире и оправдывали в большинстве случаев применение ГМ-продуктов. С их помощью предполагалось, например, решить проблему голода в африканских странах. В 2006 году мировые посевные площади под генетически модифицированные растения достигли 102 млн. гектаров. В Беларуси отмечены факты использования при производстве продуктов питания генетически модифицированной сои. Так, в ходе проверки проведенной минувшей осенью санитарными органами страны, в 6,5% проб были обнаружены генетически модифицированные компоненты. К сведению: Генетически модифицированные организмы создаются методами генной инженерии — науки, которая позволяет вводить в геном растения, животного или микроорганизма фрагмент ДНК из любого другого организма с целью придания ему определенных свойств. Экспериментальное создание генетически модифицированных организмов началось еще в 70-е годы XX века. В Китае стали выращивать табак, устойчивый к пестицидам. В США появились генетически модифицированные помидоры, устойчивые к транспортировке. С этого времени производство ГМП набирало обороты и сейчас можно встретить генетически модифицированные сою, кукурузу, рис, картофель, помидоры, сахарную свеклу, пшеницу, горох, подсолнечник, табак и даже коров с повышенной жирностью молока. Елена СПАСЮК Источник: Белорусские новости |